Здесь показана работа над одним натюрмортом, на примере которой я хочу продемонстрировать мысль о том, что в живописи всегда присутствуют два начала: рисунка и собственно живописи. Как известно, «рисунок своим способом указывает место, куда живопись своим способом кладет пятно»
Итак, даже если не рассматривать конструктивное построение предметов, то важной частью, которая относится к рисунку, будет тон. Как бы красиво не подбирать цвета, но без тона они не работают так, как это необходимо.
|
Натюрморт с маской |
Постановка для живописи, которая предполагает решение ряда как живописных задач (трехцетный сине-красно-желтый колорит, ведущий цвет, подчиненные цвета и т.д.), так и задач, связанных с рисунком (тональное решение, привязка тона к форме и т.д.)
|
 |
Акварель (4 часа, формат А-2) |
Этот этюд акцентирован на решении колористической задачи и на выявлении формы предметов. Однако здесь есть тональная путаница.
|
 |
Гризайль (гуашь, 4 часа, формат А-2) |
Здесь ученик знакомится с основами тонального построения, с регулированием темных и светлых тонов, с понятием «средний тон». Задача – раскрыть весь лист без подробной проработки предметов. |
 |
Гуашь (4 часа, формат А-2) |
В этом этюде соединяем тональное и цветовое решение. В результате ученик получает возможность не просто пассивно копировать натуру, а сознательно строить свой этюд по различным параметрам. |
Спонтанное тональное построение, как это видно на первой работе, выглядит несколько «скомкано», случайно.
Поэтому с той же постановки была сделана гризайль, где объяснялся ход работы, последовательность включения промежуточных тонов.
Показанную здесь гризайль можно рассматривать как первый этап работы – выявление общей тональной стратегии без более подробного разбора. Но нам необходимо было сделать только начальный этап, который в третьей работе соединяется с цветом. Конечно, в третьем этюде был сделан акцент на тон, а не на цвет, который здесь почти локален. Но первый шаг сделан, рисунок и живопись получили соединение, а более подробный разбор и тона, и цвета – это задачи для дальнейших работ.