Уроки рисунка и живописи, логотип - Арт-экзерсисы

art-exercises.ru - уроки рисунка и живописи



Построение связками. Забытый метод школы рисунка.



Прием рисования «связками», который применяется в этом уроке, не так широко практикуется сейчас, хотя в старой академии он тщательно изучался.

Наша задача в данном уроке – доконструктивное построение натюрморта, нахождение места и размера предметов в заданном формате. При этом мы очень мало прибегаем к измерениям, т.к. рисунок «связками» проверяет и перепроверяет себя в процессе работы. Конечно, «связки» ни в коей мере не отрицают обычный классический способ построения. Но, если совместить оба приема, рисунок будет получаться значительно быстрее и, главное, точнее.

 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сделать предварительный набросок с объекта (натюрморта).

Цель: Компоновка на листе. Здесь мы выбираем размер и положение рисунка на листе таким образом, чтобы наиболее рационально оправдать формат нашего рисунка.

 

2. Когда положение рисунка на листе найдено, следует определить основные пропорции.

Цель: задать соотношение самых больших размеров – вертикали и горизонтали.
Правильно заданное соотношение больших размеров позволит избежать искажения и в деталях.

  3. Начнем вести рисунок от «куска», представив себе, что перед нами не несколько предметов, а один большой сложный предмет, состоящий из многих частей. Или можно представить, что все предметы накрыты тонкой полупрозрачной тканью. При этом этот «кусок» имеет определенные параметры. Обрисовать его следует прямыми отрезками линий, обращая внимание на те места, где линия меняет направление (где такое место по высоте и по ширине). Вначале мы исследуем только основные, большие направления. Все верхние точки следует протянуть вниз, нижние –
наверх, правые – налево, левые направо. Развивая дальше рисунок можно пойти внутрь объекта, найти примерную середину или треть на вертикали и на горизонтали, протянуть их вправо и влево, вверх и вниз, отметить на рисунке все, что встречается на этом пути. При рисовании методом связок нет необходимости кропотливо искать все-все размеры всех предметов.
Цель: связывание левой - правой и верхней - нижней частей.
  4. Теперь можно подключить наклонные линии. Любые наклонные линии следует протягивать по рисунку максимально вправо и влево, отмечая все, что встречается на пути (любые части любых предметов). В отличие от обычного построения, здесь рисунок начинает возникать одновременно по всему листу бумаги, предметы прорисовываются постепенно и все сразу.
  5. Нахождение в целом отдельных частей. Постепенное уточнение границ предметов (в большом «куске» находим меньшие «куски» - группы предметов, отдельные предметы).
Цель: рассмотреть отдельные части (предметы) в той же последовательности, что и всю большую форму.
  6. Анализ каждой формы связками (перенос справа-налево, сверху-вниз).
Цель: уточнение деталей, связь деталей с целым.

Комментарий: такое построение рисунка я бы назвала доконструктивным построением. Я предполагаю, что, когда рисунок доведен до этой стадии, у него может существовать как минимум три пути развития.
Один из них – классический - рассмотрение конструкции формы и т. д.
Другой – может исследовать глубину поверхности изобразительной плоскости.
Третий – относится скорее к конструированию композиции и здесь есть интересные исследования и огромное поле для собственных исследований.

Таким способом иногда удобнее пользоваться, чем обычным построением, например, когда мы рисуем такие объекты как букет цветов, деревья, драпировки, большое количество каких-то вещей (гора посуды, обуви, брошенная одежда и т.д.)

На самом деле этот способ рисования удобно сочетать с привычным построением.

Кроме того, этот прием бывает иногда более удобен, чем обычный классический, например, когда надо нарисовать букет цветов, куст сирени, драпировку или многопредметную постановку.

На мой взгляд, этот прием хорош не только для линейного построения рисунка, его можно при определенном подходе применить и в построении композиции. Если с этой точки зрения исследовать работы Матисса, Сезанна и др., то можно увидеть, как с помощью связок формируется изобразительная плоскость.