Уроки рисунка и живописи, логотип - Арт-экзерсисы

art-exercises.ru - уроки рисунка и живописи

+7 (905) 597-93-36
преподаватель
Благих Нина Михайловна
г.Москва


Тональный рисунок

В рисунке мы встречаемся с такими понятиями как «тон» и «тональный масштаб». Дадим вначале определения этих понятий.


Тон – светосила, которая зависит от освещения, собственной окраски предметов, степени их удаленности от наблюдателя.


Тональный масштаб - передача света, тени, полутонов пропорциональная тому, что мы наблюдаем в натуре. Создание тонального масштаба (тональной шкалы) необходимо т.к. художественные средства для передачи натуры (бумага, холст, карандаш, уголь, краски и др.) имеют значительно меньший диапазон темного и светлого, чем сама натура.


На занятиях рисунком нам необходимо научиться определять самый светлый тон в постановке, самый темный тон и средний тон. Но у нас нет средств, чтобы передать всю полноту и разнообразие тонов. Самый светлый блик мы не можем сделать белее, чем бумага, а самую темную тень - темнее, чем карандаш или уголь. Поэтому мы будем учиться выстраивать параллельную тональную шкалу. Что это значит? Поясню на примере.
Вот постановка, которую надо нарисовать:


 

А нам надо увидеть в ней не цвет, а только тон. Этого до какой-то степени можно добиться, если смотреть сильно прищуренными глазами.

 

 

Теперь посмотрим, какой тональный диапазон мы сможем использовать. Определим самое светлое и самое темное из доступных нам средств. Потом найдем средний тон между ними. После этого найдем промежуточные тона между средним и светлым и между средним и темным. Всего пять тонов.

 

 

Исходя из этой тональной шкалы мы можем получить такой рисунок:

 

 

Это самая простая, базовая тональная шкала. Однако она может трансформироваться в зависимости от используемых материалов и от задачи.
Например, шкала может сместиться в сторону светлых тонов:

 

 

Тогда рисунок будет выглядеть вот так:

 

 

Или в сторону темных тонов:

 

 

Вот как изменится наш рисунок:

 

 

На занятиях рисунком мы добиваемся того, чтобы тональная шкала именно выстраивалась, а не пассивно срисовывалась. И этот навык необходим не только в рисунке, но и в живописи, и в композиции.